История Каслинского завода. Про чеканщика П.С. Малышкина

Обсуждаем все темы и вопросы связанные с каслинским литьем

История Каслинского завода. Про чеканщика П.С. Малышкина

Сообщение admin » 13 окт 2014, 15:15

. . . Они жили почти в одно время и хорошо знали друг друга, но не это ставит их в данном рассказе в один ряд. И даже не то, что каждого из них называли мастером своего дела. Работой они тоже не были связаны и, родственные в главном — в отношении своем к делу, все обладали качествами, которые делали их непохожими на других.
О таких, как они, отзываются коротко: „Личность". Или находят другое сложное, но точное слово — „Индивидуальность".
Пожалуй, именно это — неповторимая индивидуальность каждого — вдохновило других художников на то, чтобы оставить людям на вечные времена их портреты. Хотя это тоже случилось не в одночасье и у каждого из художников были к тому особые поводы, которые в творчестве не знают повторений.
. . . Как и многие каслинцы, Павел Семенович Малышкин пришел на завод подростком, четырнадцати лет. Здесь он обучился чеканке, стал рабочим человеком, признанным мастером.
В жизни не все просто. Приходилось Павлу Семеновичу оставлять цех, заниматься другим делом — в лесничестве. Годы ушли на эту работу, но душу не тронули: была она верна прежней привязанности. Верность же всегда проявляется в трудную, главную в жизни человека минуту, и когда в жизни Малышкина наступила такая минута, он свое слово сказал.
В числе первых стариков-мастеров, которые еще до конца войны вернулись на завод, чтобы наладить выпуск художественного литья, был и Павел Семенович. Сам своего мастерства не уронил и молодым помогал стать мастерами. По-уличному, как > принято в Каслях, Павла Семеновича иногда ласково называли „Ивушка", а он не любил это слово, не откликался на обращение, сердился на него . . . Может, имя не нравилось ему потому, что было по своей стати женского рода, а какой же мужчина захочет примириться с этим добровольно, уравнять себя с женщиной? А может, потому, что породила его на свет другая, нелюбимая работа в лесу, ради которой по извечной нужде мужицкого своего хозяйства надумалось ему расстаться с заводом? . . Только все равно не „Ивушку-полесовщика" знали и уважали на заводе, а Павла Семеновича Малышкина — мастера художественной чеканки. Уважали за особый талант и помнили про него.
Как у всякого мастера, был у Малышкина свой почерк, свой секрет. У других на каждую малость, на любое: глаз ли чеканить, шерсть животного или кольчугу воина — на всякий случай особый чекан был. А Павел Семенович работал по-своему: он чеканы комбинировал, да так удачно, что из этих „комбинаций" высокое качество получалось.
После войны стал Павел Семенович вместе с другими мастерами вроде инструктора: помогал молодым рабочим — выпускникам ремесленного училища, наставлял их. Учитель из него был строгий, без поблажек.
Недавно Александр Михайлович Зацепин, ныне один из ведущих модельщиков Каслинского завода, вспоминал с доброй усмешкой:
— Бывало, намудруешь чего, неправильно сделаешь — сразу прикажет: „Перечеканивай". И не разговаривал больше: перечеканивай — и все! . .
Про Малышкина нельзя было сказать односложно: боролся за качество. Качество само по себе, без вещи, которая всегда виделась ему живой, значило немного. В работе нужна не голая техника, а душа в работе — это на всю жизнь постиг он сам и ученикам своим внушал.
„Наш цех механическим зовется, — повторял, бывало, Малышкин молодым ребятам, — только нельзя нам робить механически. У кого вкуса нет, кто своего не может вложить в фигуру, лучше пусть не берется. Механически и кистью грех водить — все напортишь!"
Что было характерно для него? Необыкновенная живость, задиристость, ревнивый азарт в работе. Разговаривал торопливо, скороговоркой, умел „подковырнуть" за дело, высмеять даже. Про него говорили: „шутной" старик. Ценил себя крепко, но для других без урона. Это ведь всегда необидно, если человек ценит себя за дело . . .
Как умелому мастеру, вместе с другими доверили Павлу Семеновичу ответственную работу — „Танковый десант". Сложная это была композиция, трудная по исполнению, и поэтому особенно был он придирчив ко всякой мелочи.


В 1944 году наградили Павла Семеновича, как и других стариков, именными часами за восстановление художественного литья на заводе, и он очень ими дорожил. Не прочь был похвастаться даже, обратить на них внимание, а при случае — объяснить с достоинством, за что они подарены. Оттого было ему приятно, когда спрашивали про время.
И сколь часто ни приходилось отвечать ему на такие вопросы, не считал Павел Семенович за труд лишний раз на свои часы поглядеть, да и другим показать: не простые ведь часы, а со значением . . .
В Свердловске жили у мастера сыновья, и он частенько бывал в городе гостем. Когда приезжал, считал за особое удовольствие в картинную галерею наведаться, коллекцией каслинского литья полюбоваться. Здесь и приметил его однажды художник Владимир Александрович Игошев1. Разговорился со стариком и загорелся желанием оставить в память об этой встрече картину. Малышкин согласился позировать и немало удивил близких своих и знакомых тем, что сделался знаменитостью, можно сказать, на весь Союз.
Дело в том, что работу В.А.Игошева, на которой изображен мастер из Каслей, поместил в качестве большой цветной репродукции журнал „Огонек", вот и узнали-увидели Павла Семеновича во всех концах земли нашей.
В своей картине художник передал не только внешнее сходство с оригиналом, но и, что самое главное, счастливое состояние гордости мастера за свое дело. На полотне Павел Семенович держит в руках, любуется красавцем-конем, едва смирившим стремительный бег свой. Как в жизни, одним словом. Только на считанные минуты может обласкать мастер свое детище, а дальше — счастливый путь! Ровной тебе дороги, попутного ветра, быстроногий красавец! Руки мастера благословляют тебя на долгую жизнь, на радость людям . . .
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45

Вернуться в Каслинское литье

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron