История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Обсуждаем все темы и вопросы связанные с каслинским литьем

История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Сообщение admin » 15 ноя 2014, 15:09

Павел Степанович Аникин
(1917-1956)


Непросто рассказать о человеке, когда время сохраняет рядом с его именем только чистый лист. Не менее сложно и обращение к именам хорошо знакомым, не раз привлекавшим внимание исследователей. Повествование о них в какой-то мере неизбежно связано с повторением уже известного ранее и потому всегда представляет для рассказчика дополнительные трудности.

Быть может, именно поэтому мое знакомство с замечательным самородком, талантливым скульптором Каслинского завода Павлом Степановичем Аникиным затянулось надолго. Рамки общепринятой схемы, по которой невозможно было обойти главные этапы биографии, возвращали меня к привычным путям . . .
К его трудному детству . . .
На долю Павла Аникина, рожденного в год революции, достались все беды разрухи, которые принесла стране гражданская война. Отца Паши расстреляли белые, мать умерла, он беспризорничал, скитался по детским домам, голодал и не по годам рано взрослел.

Юность вспоминалась иначе. И пусть не сразу открылась перед ним главная и единственная в жизни дорога, зато потом она вела его лишь вперед, ни разу не сворачивая в сторону.
В Каслях Павел закончил школу ФЗУ, поступил в школу мастеров художественного литья, которая открылась при заводе в 1935-м, учился лепке у заводских скульпторов А.М.Озерского и Н.Н.Горского.
Потом — новый этап, взлет самостоятельного творчества, годы этого непрерывного взлета . . . Павел Аникин сам стал преподавателем в школе ФЗУ и главным скульптором на заводе.
С наибольшей полнотой раскрылся его талант скульптора в годы войны, в первое послевоенное десятилетие. Одну за другой создает он сложные монументальные композиции, проникнутые любовью к Родине, ее людям, к их ратному и трудовому подвигу.
Год 1944-й — скульптурные композиции „Танковый десант" и „Гимн Советского Союза"; 1945-й — „Партизаны в тылу врага"; 1949—1950-й — „Заря изобилия", „Дружба народов", „Мастерство бессмертно".
Б.В.Павловский в своей книге „Касли" так, например, рассказывает о скульптурах
Павла Степановича Аникина:


„В работе „Танковый десант" скульптор изображает мощный советский танк, сокрушающий огневую точку противника. На танке группа автоматчиков со знаменем. Это — как бы символическое изображение могущества Советской Армии, ее неудержимого стремления вперед, на разгром врага.

В чернильнице „Партизаны в тылу врага" П.Аникин стремился создать характерные образцы советских мстителей, верных патриотов социалистического отечества. Нужно отметить, что эту новую, еще ни разу не прозвучавшую в каслинском литье тему он решает в традициях каслинского искусства . . .

Наиболее сложна . . . скульптурная композиция „Гимн Советского Союза". (Работа находится в музее Революции в г. Москве.) Основание композиции — круглый обод. На него опираются концы выпуклой пятиконечной звезды, с поверхности которой поднимается семь колонн, как бы представляющих собою залп победоносных салютов. Каждая колонна, в свою очередь, состоит из отдельных тонких столбиков — стебельков, имеющих общую базу и капитель. Форма капители представляет собою интерпретацию классической коринфской капители, акантовые листья и завитки которой преобразованы в изогнутые нити фейерверка, оканчивающиеся драгоценными звездами салютов".
И все же это были лишь первые, многим известные страницы его жизни. В ожидании неведомого, с неизменной верой в него, я решила перечитать эту книгу.

. . . 1936 год. Павел Аникин, слушатель заводской художественной школы, выполняет свои первые самостоятельные скульптурные работы. И уже в них проявляет себя как способный ученик. Мысль, образ, обобщение — вот что волнует будущего скульптора, и каждая выбранная тема решается им по-настоящему творчески.


Еще в пору ученичества разработал Аникин свой проект памятника борцам революции. Три главные фигуры выражают идею памятника: смертельно раненный рабочий, его товарищ со знаменем в руках, у которого только одна дорога — вперед, и крестьянин-партизан, вставший в ряды борцов против угнетателей. И хотя автора этой первой работы можно упрекнуть в излишней прямолинейности, стремление к монументальному, поэтическому прочтению темы, так явно обозначенное в ней, теперь уже непременно присутствовало во всех его новых замыслах.

К 1935—1937 годам относится встреча Павла Аникина с уральским писателем П.И.Ратушным.
В записных книжках писателя есть рассказ о творческих планах скульптора, его желании непременно установить рядом с заводом художественно решенную композицию фонтана, чтобы в нем „на одинаковом расстоянии по всей окружности стояло пять фигурок. В центре фонтана земной шар; струи воды, которые устремляются к шару, перекрещиваются и образуют пятиконечную звезду. Под напором воды шар вращается.
Пятиконечная звезда определяет движение земного шара . . ."

Красивые, сильные люди всегда были главными героями работ П.С.Аникина. Их образы подсказали скульптору и тему первой, отлитой в каслинском чугуне, художественной композиции „Три богатыря", которые были похожи и непохожи на своих знаменитых собратьев в картине В.М.Васнецова . . . Именно от них, этих первых богатырей, исполненных тогда из-за чисто производственных, технических неурядиц лишь как заказ индивидуальный, он скоро сумел шагнуть дальше, к признанным всеми, отмеченным вдохновенностью и возвышенностью замысла, своим будущим работам . . .

Поистине бесценную службу сослужила для меня встреча с женой Павла Степановича Аникина — Татьяной Андреевной. И не потому только, что год за годом за несколько часов я вновь пережила вместе с ней удивительную судьбу ее мужа. Многое в эту встречу напомнило мне прежние рассказы о Павле Аникине. И многое открылось в нем впервые . . .
Когда Аникин начал лепить, первым человеком, лицо которого ему захотелось воспроизвести в скульптуре, стал Максим Горький. И Павел вылепил небольшой бюст писателя.
П.С.Аникин стал известен как скульптор, но еще никто не подозревал о его даре живописца. Между тем он решил вскоре поместить на большую картину портреты заводских мастеров. Каждого нарисовал так, что его узнавали как живого. Картину эту с коллективным портретом полюбили, повесили на стену в „красилке" (красильном цехе) и „прописали" там на много лет.
„Картина, которая вас интересует, была не закончена Павлом Степановичем, — написал мне один из ветеранов завода — Виктор Иванович Савинов. — Она была выполнена в одном коричневом тоне. Павел Степанович всегда нас учил, что надо найти, „поймать" тон, а потом уже решать в цвете.
Сюжет картины был таким. В 1944—1945 годах Аникин вылепил „Гимн Советского Союза" и показал его нашему заводскому художественному совету. Этот момент и запечатлел Павел Степанович.

Представьте стол ... на нем — скульптура, вокруг стола стоят и сидят „старики", которые восстанавливали художественное литье после свертывания его во время войны. Здесь были начальник цеха, формовщик Илья Сергеевич Мочалин, чеканщики Петр Иванович Козлов, отец и сын Вихляевы, Николай Михайлович Тепляков, Илья Сергеевич Кочергин, Михаил Петрович Ахлюстин и другие. Павла Степановича, который разговаривает с директором, рисовал художник Борис Волков, наш каслинский товарищ, окончивший Ленинградскую академию имени Репина. Аникин был написан в цвете.
Павел Степанович работал над картиной дома, а потом принес ее в цех и писал стариков с натуры прямо на рабочих местах".
Уже зрелым мастером находил Павел Степанович Аникин особую радость в том, чтобы не быть в покое, чтобы дело — неизведанное и интересное — всегда было перед глазами, тянуло к себе. Еще в конце войны захватили его новые идеи формовки. Доказал преимущества готовых пресс-форм и сам начал делать их для моделей. Он начинал будущее завода — работу по точному литью. И в маленьком уголке точного литья, который отгородили в цехе, первым хозяином стал Павел Степанович Аникин . . .

. . . Откуда-то „сверху", из тайников необозримых чердачных просторов, Татьяна Андреевна извлекла огромный пухлый альбом, в котором страницы старого каталога заводских изделий непроизвольно перемешались с фотографиями отливок более поздних времен, и с этой минуты у меня не раз перехватывало дыхание.
Я листала альбом, находила в нем множество репродукций, выполненных в разные времена самыми разными авторами, и, вглядываясь в них, казалось, слышала исповедь самого хозяина дома, собравшего их вместе.
Да, он так и не получил настоящего образования — один из каслинских самородков, заводской скульптор-самоучка, Павел Степанович Аникин. Но образцы подлинного, высокого искусства всегда были для него главной, желанной школой, всю жизнь маня за собой бескрайними далями мастерства.
Он мог вглядываться в них часами: говорящие в мраморе возвышенные шедевры Марка Антокольского и пропитанные юмором, „вполне земные портреты" животных, созданные Артемием Обером. Знание форм, понимание движения — вот что привлекало скульптора к их работе. Он восторгался гением Рафаэля и не сразу постиг сложную технику барельефов Донателло. Всегда смотрел и никогда не мог насмотреться . . .
Мне легко было представить, как замирало в нем сердце, когда неизвестные, невиданные им шедевры вдруг возникали перед ним на страницах книг, в старых журналах, и он не выдерживал, шел на преступление, извлекая их из разных изданий, и радовался тому, что теперь они были рядом с ним. Копии бессмертных произведений Тициана, Бурделя, Рафаэля переселялись к нему в альбом, и неодолимые расстояния от Каслей до картинных галерей Рима и Флоренции, Мадрида и Мюнхена отныне ничего не значили для него . . .
Можно только удивляться и завидовать тому, каким необычайно широким был его творческий багаж. Он знал каждую черточку на фризе знаменитого собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, мог по памяти воспроизвести шедевры Рафаэля на стенах музеев Ватикана . . . Он восхищался символом красоты — портретом Натальи Гончаровой безымянного автора и, потрясенный, впитывал в себя скорбь мужчин, не
сущих бездыханное тело вождя (барельеф Меркулова).
Страницы старого альбома открыли мне минуты потрясений, пережитых художником, приблизили к таинству его собственных творческих мгновений. С этих минут стали органичнее и доступнее коринфские капители, по-своему вписанные им в монумент „Гимна" ... И такой естественной, подсказанной лучшим, что было воспето его предшественниками в неумирающей поэзии жизни, стала для него потребность красоты, всегда присущей любой натуре . . .

Старый альбом, хранящий реликвии скульптора, помог узнать и о его последних, неосуществленных замыслах. На листе ватмана сохранились наброски П.С.Аникина к „Памятнику труду", о создании которого он мечтал в последние годы. Аникин считал, что в этой работе непременно должен найти отражение большой путь, пройденный тружениками завода „от коробковского кричного до рабочего-стахановца".

Скульптор писал: „Нужно учесть 1946 год и задачи первой послевоенной пятилетки. Народ-победитель, народ, движущийся вперед, — вот общегосударственная точка зрения . . . Идея венчающей монумент группы — это стремление трудящихся практически решать задачи пятилетнего плана . . ."

Он умер рано — в 39 лет. Но и сегодня к имени его продолжают обращаться художники и исследователи. Совсем недавно в печати появилось сообщение о том, что среди работ каслинцев, которые приняла на международную выставку Братислава, была скульптура П.С.Аникина „Мастерство бессмертно". И это признание лишь подтвердило мысль, которую скульптор хотел выразить в своей работе.
И.М. Пешкова
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45

Re: История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Сообщение admin » 15 ноя 2014, 15:10

Добавлены фото.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45

Re: История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Сообщение admin » 15 ноя 2014, 15:12

добавление фото
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45

Re: История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Сообщение admin » 15 ноя 2014, 15:13

П.Аникин Заря изобилия. 1957
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45

Re: История Каслинского завода. Про скульптора П.С. Аникина

Сообщение admin » 15 ноя 2014, 15:14

Картина П.С.Аникина
„Художественный совет принимает новую работу".
1944. Масло
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
admin
Администратор
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 08:45


Вернуться в Каслинское литье

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron